КОРКМАЗОВ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

The Case of Fiji. Cambridge, UK, ; Hobsbawm E. Этноклановая структура позволяет использовать возможности и ресурсы этнокланов для понижения уровня этноконфликтности в регионе. The Cauldron of Ethnicity in ehe modern World. Наиболее эвристически ценным на современном этапе развития политической науки представляется изучение этнополитических процессов макрорегионального характера с использованием примордиалистской концепции этноса и субъектно-деятельностного подхода. При изучении этнокультурной обусловленности этнополитических процессов эффективным методологическим средством выступает культурологический подход при анализе проблемы.

Добавил: Brakazahn
Размер: 14.31 Mb
Скачали: 13698
Формат: ZIP архив

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Этнополитические процессы на Северном Кавказе на коркмаэов этапе. Защита диссертации состоится 23 декабря г. С эонополитические можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного университета. Значительный вклад в изучении этнополитических процессов, а также этноконфликтной ситуации на Северном Кавказе внесли исследования северокавказских этноконфликтологов и кркмазов Серьезные этнополитические исследования проводятся в республиках Северного Кавказа: Дагестане, Северной Осетии А.

ЦуциевКабардино-Балкарии Ф. ЭфендиевКарачаево-Черкесии С. НахушевАдыгее А. Проблемы этноклановости, являющейся одной из основных черт современных этнополитических процессов в Северо-Кавказском макрорегионе, весьма скупо рассматриваются в отечественной научной литературе. Основная причина такого положения — проблемность темы для имиджа элит региона, основной задачей которых является модернизация общества и хозяйства, в то время как этноклановость представляет собой очевидный элемент архаики, объективно тормозящий модернизационные процессы.

В то же время данная тема активно разрабатывается зарубежными исследователями, среди которых следует особо выделить К. Тилли и ряд других исследователей. Среди отечественных исследователей необходимо особо отметить работы И. Розмаинского, в которых анализируются различные аспекты этноклановости на территории современной России. Проблемы регионогенеза разрабатывались как отечественными, так и зарубежными исследователями, причём их анализ позволяет говорить о взаимодополняемости исследований и их объективной корреляции.

Среди работ этнополитичпские данной тематике целесообразно выделить исследования И. Наряду с этим необходимо особо подчеркнуть тот факт, что отсутствуют содержащие новые целостные концептуальные работы по изучению этнополитических процессов на современном этапе. Подобное положение позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы. В силу этих обстоятельств, существует объективная потребность в изучении динамики развития коркмазгв процессов на региональном и макрорегиональном уровне в современных условиях.

Это обстоятельство повышает актуальность, научно-познавательную и политико-практическую значимость исследования этнополитических процессов в Северо-Кавказском макрорегионе, предопределяет выбор темы, объекта и предмета настоящего исследования. Объектом диссертационного исследования являются этнополитические процессы в региональном политическом пространстве.

Предметом диссертационного исследования выступают содержание, факторы и базовые элементы этнополитических процессов в Северо-Кавказском макрорегионе. Цель исследования — выявление особенностей современных этнополитических процессов на Северном Кавказе. Теоретическая основа исследования базируется на концепции постлиберального развития социума И.

Междисциплинарный характер проблемы обусловливает применение комплекса различных методов исследования на основе реализации системного, аксиологического, социокультурного, социально-психологического, компаративистского подходов, что обеспечивает всестороннее изучение проблемы и получение верифицируемых результатов исследования. В работе осуществляется проекция базовых теоретических элементов на эмпирический материал, представленный в работах отечественных и зарубежных исследователей, посредством факторного и структурно-функционального анализа.

Основу методологии исследования составляют, прежде всего, принцип системности, всесторонности, конкретности исследования, диалектический метод с использованием принципов дополнительности и преемственности, субъектно-деятельностный подход, а также такие методы исследования, как case-study, конкретно-исторический и сравнительный.

Обозначенная методология определяет такой порядок исследовательских действий, согласно которому рассматриваются этнополитические процессы в многообразии проявления их составляющих. Ещё одним аспектом теоретико-методологической основы является методология политической динамики А. Мелешкинав рамках которой этнополитические процессы рассматриваются как элементы политической системы и как перманентная трансформационная динамика социально-политических структур.

Это дало возможность провести анализ этнополитических процессов на Северном Кавказе в русле общероссийской политической динамики и определить уровень их взаимовлияния.

Особенностью формирования современной этнополитичесуие ситуации в полиэтничном макрорегионе является активное агрегирование элит и масс по этническим, этноклановым, этноэкономическим и этнорелигиозным основаниям. Формирующиеся при этом группы зачастую выступают в качестве наиболее активных и действенных субъектов этнополитических процессов, взаимодействующих как между собой, так и с государственными и гражданскими институтами, иногда принимая на себя исполнение части их функций.

Этот рпоцессы агрегирования находит своё выражение, в первую очередь, в формировании обособленных групповых идентичностей, является одним из основных процессов, способных воздействовать на текущую этнополитическую ситуацию в Северо-Кавказском макрорегионе.

В ряде случаев такие идентичности становятся базовыми для их субъектов-носителей и способствуют возрастанию конфликтного потенциала на территории взаимодействия подобного рода групповых агрегаций.

Наиболее эвристически ценным на современном этапе представляется изучение этнополитических процессов макрорегионального характера, базирующееся на исследовании механизмов формирования групповых агрегаций по этническим, этнорелигиозным и этноклановым основаниям, которые рассматриваются как первичные субъекты этнополитических процессов через системно-деятельностный подход и совокупность методов, доминирующим в которой выступает метод политической динамики.

Такая исследовательская стратегия позволяет рассматривать глубинные процессы, происходящие в полиэтничном обществе на микро и мезоуровнях, а также их влияние на этнополитические процессы на макроуровне.

Групповизация является объективным процессом, предоставляющим индивиду возможность стать значимой частью определённого микрокосма и через это получить содействие при процоссы социальных вопросов и приобрести ощущение значимой партиципации.

Современные интеграционные процессы выводят индивида в обширное информационно-коммуникационное пространство, составными частями которого являются не индивиды, но агрегации, позволяющие создать хотя бы иллюзию сопричастности к оригинальным культурно-ценностным основам, отличающим такое сообщество от ему подобных.

  МЕХАНИЗМ ТРЕЙДИНГА ТИМОФЕЙ МАРТЫНОВ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Групповизация, таким образом, является вполне естественной тенденций, позволяющей как индивиду, так и элитам сформировать условия для реализации своих интересов.

Круглый стол «Чечня в поиске собственной модели государственности»

Коркммзов роль тенденция групповизации играет в этнополитических процессах, её основными проявлениями здесь выступают:. В Северо-Кавказском регионе этноклановость, как одна из манифестаций процесса групповизации, выступает условием поддержания управляемой этноконфликтности, что является специфической чертой этнополитических процессов в данном регионе, и выступает в различных полиэтничных регионах как препятствие для социальной и экономической модернизации, что является глобальной чертой этого феномена.

Этнические кланы не всегда являются этнически однородными сообществами.

Подобные агрегации формируются зачастую из нескольких семей близких родственников, затем к обеспечению их функционирования привлекаются люди, не состоящие с основателями клана в кровном родстве и даже не обязательно принадлежащие к той же этнической группе.

Ядро клановой группы, как правило, моноэтнично, однако, этнический характер такого сообщества не имеет доминирующего значения для его членов до того времени, пока клан не вступит в конфликт за экономические или политические ресурсы с другим кланом. Этнические и кровнородственные идентичностные элементы становятся основными атрибутами успешного члена такого клана, а также залогом возможности вертикального лифта.

Подобные этноклановые системы, вобравшие в себя практически все черты классического клана, но имеющие характерные особенности, обусловленные способом рекрутирования и функционирования в этнической среде, фиксировались во многих южных территориях бывшего СССР, но в особенности в Средней Азии и на Кавказе. Развитие этноклановой экономики на территории Северного Кавказа было обусловлено не только невыполнением в х годах со стороны государства функции надзора за соблюдением экономических и социальных установлений, но и существовавшими неформальными правилами игры.

В результате уровень законопослушности постсоветских российских граждан, особенно в национальных республиках, где этнические традиции и система кровно-родственных связей имели не меньшее значение а иногда и приоритет по сравнению с позитивным правом, оказался гораздо ниже аналогичного показателя на Западе.

Учитывая это, следует признать, что государство иногда само нуждается в практике теневой клановой экономики, порождённой этноклановостью и включающейся в экономические отношения через теневые клановые сети, потому что она гарантирует относительную эффективность формальных институтов. Теневые клановые сети действуют не как связь между индивидами, но как система скрытых отношений внутри обычной социальной группы, скреплённая личным взаимным доверием её членов, что позволяет государственной власти при необходимости договариваться с такими агрегациями, берущими на себя часть функций по обеспечению стабильности в определённых территориях одновременно получая негласные экономические преференции от государства, которые, чаще всего, выражаются в невмешательстве в сферу их экономического влияния.

Этноэкономические противоречия, актуализируемые процессом групповизации, наиболее чётко проявляются в таких обществах, где имеется этносоциальная и, до определённой степени, этноэкономическая стратификация, ведь конфликт есть явление любой иерархически организованной системы, возникающий в случае убежденности сторон в несовместимости их интересов и целей деятельности, обусловленный существованием неравенства. Наиболее чётко эти явления фиксируются в обществах, находящихся на пути модернизации и от обществ с нерыночной экономикой к обществам с рыночной экономикой.

Ощущение депривации, в особенности, когда это касается основного средства производства в первую очередь, землистимулирует этническую мобилизацию, причём, привлекаются не только те члены этнической группы, которые реально лишаются своей этнопрофессиональной ниши, но и те, кто представляет иные социальные и экономические страты, а также этнические кланы; при этом возникает осознание реальной или мнимой угрозы своим интересам со стороны другой этнической общности.

Этнический сепаратизм, как одно из проявлений процесса групповизации, обладет значительной притягательной силой для амбициозных этнических элит как способ достичь главенствующего положения на своей территории, и может, в случае внешней поддержки серьёзно изменить баланс сил в регионе и стимулировать процесс политической агрегации вокруг сепаратистской элиты с целью выстраивания новой региональной политической конфигурации.

Библиотека

Религиозный фактор в этнополитических процессах в Северо-Кавказском макрорегионе формирует особую среду межгруппового взаимодействия, которое испытывает на себе влияние не только межконфессиональных, но и внутриконфессиональных отношений, что обусловливает возможность внутриэтнических противоречий, детерминированных религиозным фактором. Особое место здесь занимает одна из проблем, порождённых ситуацией религиозного плюрализма, а именно то, что сам по себе религиозный плюрализм оказывается недостаточным в более религиозных пространствах, в которых идёт процесс агрегирования элит и масс по этническим и религиозным основаниям, так как там наличествуют социальные субъекты, которые стремятся утвердить собственную идентичность, легитимизируемую также и религией.

Учитывая это, можно сделать вывод о том, что значительное влияние религиозного исламского фактора на развитие этнополитических процессов на Северном Кавказе, вероятнее всего, будет сохраняться ещё в обозримом будущем.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования полученных теоретических и методологических результатов этнополитически системного исследования этнополитических процессов в современных условиях.

Сформулированная авторская концепция этнополитических процессов в Северо-Кавказском макрорегионе может способствовать формированию ёмкого понимания сущности и специфики этих процессов, а также продолжению их исследования в более широком диапазоне. Предложенная концепция развития этнополитических процессов в регионе может оказаться приемлемой для углубления знания в области теории управления этнополитическими процессами на современном этапе.

Настоящее исследование может дать возможность ввести в научный оборот и практику новые сведения о сущности, специфике и вариантах дальнейшего развития профессы процессов в Северо-Кавказском макрорегионе на современном этапе. Практическая значимость диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что материалы исследования и его выводы могут применяться органами государственной власти для решения современных проблем в сфере этнической политики и формирования взаимоотношений государства и этнических групп, для оптимизации конфликтного менеджмента федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для выработки коркмазв прогноза развития и динамики этнополитических трендов в Северо-Кавказском макрорегионе.

  ДАНИЭЛЬ ПЕННАК ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАМО СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Этнополитические процессы и их специфика на Северной Кавказе

Отдельные результаты диссертации могут быть использованы в работе органов государственной власти этноплитические местного самоуправления с национально-культурными автономиями и национальными общественными организациями, иными объединениями, консолидирующими элиты этнических общностей на территории субъектов федерации. Возможно использование материалов диссертационного исследования средствами массовой информации для популяризации научного знания в целях оптимизации межэтнических отношений и раннего предупреждения этнических конфликтов.

Теоретические и практические выводы диссертации могут послужить основой для разработки отдельных разделов курсов политологии, этнологии, конфликтологии, написанию учебников и учебных пособий.

Диссертация была обсуждена на кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите. Ростов-на-Дону, февраля г. Ростов-на-Дону, июня г. Ростов-на-Дону, октября г. Отделение общественных наук РАН г. Москва, ноября г. Ставрополь, марта г.

Ростов-на-Дону, мая г. Результаты исследования нашли свое отражение в 26 научных публикациях общим объемом 35,5 п. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, содержащих десять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Общий объем работы — страниц.

Этнополитические процессы на Северном Кавказе на современном этапе

Список литературы включает наименований. Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, рассматривается степень научной разработанности проблемы, формулируется цель и основные задачи исследования, определяются теоретико-методологические основы исследования, указываются и обосновываются элементы научной новизны, освещается теоретическая и практическая значимость исследования и его апробация, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Помимо этого приводится анализ одной из наиболее выпуклых черт современных этнополитических процессов в регионе, а именно этнического сепаратизма. В первой главе представлен теоретико-методологический инструментарий темы диссертационного исследования, обосновывается значимость поставленных в работе проблем. Также анализируется феномен групповизации и предлагается его авторское определение.

Различные исследовательские школы за последние пятьдесят лет выдвигали различные теоретические вариации, призванные дать объяснения возникновению и развитию этнополитических процессов и конфликтных отношений между этническими группами. В то же время, как отмечает американский этноконфликтолог Д.

С расщеплением единой общности на группы неизбежно появляется сравнение групп между. В целом, члены группы оценивают свои собственные коллективные качества выше, чем у других групп. Также они оценивают собственную продукцию как наилучшую, пусть даже оценки непредвзятых сторонних наблюдателей говорят об ином, и используют любую возможность для того, чтобы возвысить собственную группу и принизить иные, даже если это влечёт за собой определённые материальные издержки.

Группа ведёт себя так даже в случае отсутствия возможностей реального сравнения с другими группами.

Некоторые исследователи предполагают, что группы представляют собой ценность исходя из своей способности отстаивать интересы аффилированных с ней индивидов, другие уверены в том, что индивиды обладают ценностью только исходя из того, к какой группе они принадлежат.

Разумеется, они получают удовлетворение от успехов группы, даже если их собственный вклад в них отсутствует. Таким же образом, желание индивидов пожертвовать чем-то ради групповых интересов и принять участие в коллективных акциях происходит, скорее, из-за ощущения коллективной, нежели индивидуальной депривации. В параграфе отмечается, что при рассмотрении ситуаций взаимодействия этнических групп нужно учитывать тот факт, что они, в отличие от других типов социальных групп, имеют качества, которые другие группы в том же объёме иметь не способны.

Наиболее важным из этих качеств является мощное чувство похожести, единства, которое происходит как из родовой близости, так и из ранней социализации. Принадлежать к группе означает рассматривать себя как носителя определённых социальных характеристик, обусловливаемых членством в такой группе и её восприятием вовне. Этнические группы предлагают более значительное чувство похожести чем группы, образованные на других основаниях.

Рассматривая все аспекты социального бытия, в которых проявляются этнополитические процессы и возможны этнические конфликты следует отметить чёткую тенденцию к групповизации на всех уровнях, причём к групповизации на основе однозначных идентичностных маркеров, основными их которых являются осознание принадлежности к определённой этнической общности и конфессии.

Этнические элиты рассматривают агрегацию своих последователей в максимально гомогенные общности как одну из основных задач, позволяющих им упрочить свои управленческие возможности и обеспечить мобилизационную способность масс на максимально высоком уровне.